Природа внимания

Задумайтесь, как человек управляет своим вниманием. В зависимости от своего воспитания, особенностей характера и врожденной натуры каждый человек управляет вниманием абсолютно по-разному. Например, есть люди, у которых лучше получается держать в поле внимания конкретные вещи – вещи, выделяющиеся из общей массы аналогичных вещей благодаря определенным признакам. Для такого человека не составит проблемы запомнить нестандартную вещь или человеческое лицо, но обобщение массы предметов в единое целое или проникновение вглубь видимых различий нередко вызывают у таких людей затруднение. Есть и другой тип людей, которые с трудом узнают (или вообще не узнают) своих бывших одноклассников или сотрудников, однако с легкостью абстрагируют любые факты. Такие люди без труда вникнут в суть вещей! Естественно, два вышеописанных типа личности являются крайностями, противоположными полюсами. В каждом из нас, независимо от пола, возраста и расовой принадлежности, есть обе эти крайности, совмещенные в определенных пропорциях.

Человеческий разум включает, как общие, так и конкретные представления, которые помогают нам концентрировать внимание на разных планах. Немаловажную роль в управлении нашим вниманием играют жизненные ситуации. К примеру, внимание может переходить от известного к неизвестному и наоборот, от внутреннего к внешнему и от близкого к удаленному, одним словом, меняться в зависимости от конкретной ситуации. На самом деле, вся единая и неделимая природа вещей – это и есть поле проявления нашего внимания. Согласно йоговской практике, восприятие неделимой реальности, где отсутствуют отдельные предметы, формы и существа, является высшей формой внимания. То есть, высшая форма внимания предполагает восприятие бытия/небытия как такового. В «Йога-сутре» такое внимание называется пустотой или великой бестелесностью. С одной стороны, каждый из нас, используя фантазию, может вообразить себе эту великую бестелесность, но далеко не каждый человек способен ее достичь. По большому счету, все наши жизненные испытания, трудности, перемены и накопленный жизненный опыт «выталкивают» человека из множественности к единству.

Чтобы ускорить понимание и освоение высшей формы внимания, совсем необязательно ждать всю жизнь и накапливать опыт. Именно здесь приходит на помощь регулярная практика внутреннего самоосознания и глубокого самоанализа. К аспектам данной практики можно отнести анализ свойств, направления внимания человека и окружающей нас природы. Задайте себе вопрос: что является предметом моего внимания в настоящий момент и где вообще сейчас мое внимание? Чтобы определить это, необходимо сосредоточиться и остановиться. Теперь желательно зафиксировать «увиденное», другими словами, описать на листке бумаге то, что попало в поле вашего внимания. Как правило, результатом этого упражнения бывают телесные ощущения, конкретные образы или мысли. Проанализировав ситуацию глубже, вы поймете, что в поле внимания попали не только ваши мысли и образы, но и некоторые необъяснимые вещи. То есть, человеческое внимание нельзя сравнивать с обычным изображением на киноэкране.

Вначале может показаться, будто предметом анализа является нечто, оставшееся в прошлом. Но такое предположение ошибочно. Поверьте, в реальной действительности есть лишь настоящее, а будущего и прошлого, на самом деле, просто не существует. Что интересно, мы зацикливаемся именно на прошлом и будущем, однако очень редко делаем предметом внимания настоящее. Если говорить об обычном состоянии внимания, к которому мы все привыкли с детства, то в нем для нас все относительно, туманно и неопределенно. Причем, это абсолютно не зависит от направления внимания. Все мы в жизни рано или поздно достигаем равновесия, но без постижения нашего внимания и истинной природы вещей это равновесие и равновесием-то назвать трудно, ведь оно временное и неустойчивое. «Из мук неутолимой жажды возникает страдание, из мук страдания возникает счастье», – именно так говорится в Мокшадхарме. Любому человеку необходимо запомнить, что «подобно колесу, вращается счастье-несчастье людское».

Но, вернемся опять к полю вашего внимания. Чтобы лучше понять, что было в нем кроме мыслей, ощущений и конкретных образов, следует идти по пути аналогий. Достаточно хорошим примером является кинотеатр. Кроме персонажей фильма, мы также видим в кинотеатре свет и поверхность – неизменные атрибуты, благодаря которым мы смотрим фильмы. Обернувшись назад, можно увидеть луч света, а затем и его источник. Независимо от сюжета фильма, будь это романтическая комедия или психологический триллер, белизна экрана и свет из кинопроектора остаются неизменными. То есть, здесь все едино и вам вряд ли удастся найти какие-либо различия. Мы наблюдаем три шага: пустой киноэкран, затем свет и источник света. Обратите внимание, что пустой киноэкран является отличным объектом медитации. Правда, для зрителей, погруженных в события на экране, этот объект медитации не подходит. Проведя аналогию с кинотеатром, можно понять, что человеческое внимание – это не плоское изображение, а неизмеримый и неделимый единый свет. Как только в кинопроектор закладывается пленка с фильмом, в силу начинают вступать категории времени и пространства. То, что десять минут назад было неизмеримым и неделимым, теперь делится и размножается.

Здесь стоит отметить еще один немаловажный нюанс. Все вышеперечисленные элементы, включая экран, киноленту, свет, его источник и конечное изображение, имеют разную природу. И появляющиеся картины, и свет, и экран возникают из единого и точно также в едином исчезают. Постигнуть эту тайну обычному человеку нелегко, ведь для этого необходимо постигнуть единое. Согласно Мокшадхарме, «Они из незримого появились и в незримое вновь удалились». Постигнув существующие в реальном мире связи и законы, человек постепенно приходит к незримому. Разум такого человека наконец-то перестает блуждать, избавляется от страхов и сомнений.